На отмеченном на карте углу улиц (с 2012 года, когда была сделана съемка, там всё облагородили, проложии тротуары и даже поставили автоматический фонарь), кроме меня, собралась смешанная публика: семья из Германии, из-под Штутгарта, где отец семейства наблюдал полное затмение в 1999 году, не выходя со двора - ему тогда повезло, что как раз на время полной фазы над ним облачность расступилась, и он не упустил шанса показать зрелище остальным членам семьи; отец с сыном из Финляндии; китайская семья из Ванкувера, которая ехала примерно такое же расстояние, что я; и семья из Портланда, причем муж был с немецкими корнями. На другой стороне улицы была пара с маленькой собачкой, но домашняя собачка, привыкшая к внезапной смене освещенности, ни интереса, не беспокойства в процессе затмения не выказала.
Мужик из Германии привез с собой SolarScope, на котором мы наблюдали, как диск Луны поедает одно солнечное пятно за другим - их было 5, три в ряд примерно в центре диска, и два маленьких на краю, который закрывался последним. Время от времени посматривали на Солнце и через очки, но чисто для проформы, потому что прогресс в большем разрешении был виден на SolarScope.
Действительно, как было написано на сайтах энтузиастов, неполное затмение полному в подмётки не годится. До последнего момента, т.е., грубо, до 99.5%, кроме освещенности, ничего особенно не меняется, разве что тени становятся резче, и освещение начинает напоминать закатное ("вечерок невечерний"). Почуяв это, за несколько минут до полной фазы включился уличный фонарь. И только когда начинают угасать последние лучи, буквально за 5 секунд до наступления полной фазы, по земле пробегают неверные тени, и вдруг, вместо интуитивно ожидаемой темноты, включается неземной бело-синий свет с зорями со всех сторон горизонта.
Ох, как я древних понимаю. Без предупреждения — и без информации, что это ненадолго — это действительно может быть страшно.
А потом что? Потом все стали фотографироваться как оглашенные, а через две минуты забрезжил край солнечного диска, всё пошло в обратную сторону, еще через пару минут выключился уличный фонарь, все пожали друг другу руки, поблагодарили за компанию, особенно владельца устройства, и минут через 5-10 разошлись.
Трафик в обратную сторону был, согласно предсказанию, безумный. Я попытался было его переждать, оставшись на ланч в городе и часок отдохнув, но это, возможно, оказалось ошибкой: за это время успели свернуться и выдвинуться палаточники, большинство из которых было из Калифорнии. В общем, путь, который без трафика должен был занять два с половиной часа, занял шесть с половиной, и в Klamath Falls я вернулся не в полвосьмого, а в полдвенадцатого.
Одно приятно, что я решил для этой поездки взять машину напрокат (дали Hyundai Sonata), и с ее 18-галлонным баком и расходом горючего 34 MPG в трафике и 40+ на хайвее никаких опасений по поводу риска остаться с пустым баком "посреди нигде" у меня не было.
Во вторник, по рекомендации
Утром в воскресенье, когда я брал машину, в конторе было нервно - машин на всех не хватало; у меня был приоритет как у сделавшего бронирование относительно давно, а решившим ехать в последний момент достался шиш (например, при мне мужчина, забронировавший вэн, остался на бобах, потому что вэна внезапно не оказалось в наличии, и бедная работница как могла отражала его гнев, посылая его на три буквы SJC или звонить в центральный офис ругаться). Из-за этой неразберихи у них не было времени заправлять выдаваемые машины. Чем пытаться заправляться до половины, я заплатил за полбака, чтобы сдавать машину мне нужно было с пустым баком.
Утром во вторник, перед выездом из Klamath Falls, я подзаправил машину, прикинув, сколько мне ехать (миль 400+), сколько она ест, и заправился эдак до трех четвертей бака, для ровного счета на $25. Оказалось, слегка переборщил :) - когда сдавал, лампочка уже горела, но оставалось еще 30 миль пробега.
И еще: будем для удобства считать, что это был такой атеистический хадж.
This entry was originally posted at http://spamsink.dreamwidth.org/1058789.html. Please comment there using OpenID.