?

Log in

No account? Create an account

Как насчет такой игры - Общество дровосеков Бердичева по изучению Мишны

Mar. 24th, 2015

03:14 pm - Как насчет такой игры

Previous Entry Share Next Entry

В русском языке есть этимологически не связанные друг с другом слова XY, ZW и ZY. А слова XW - нет. XW = "архижук". Назовите слово ZY.

И еще: XW = "изыре" (без ограничения на этимологию).

Комменты расскринены. Поздравляю всех ответивших, а особенно bakhtin, давшего практически молниеносный ответ.

Tags:

Comments:

[User Picture]
From:bakhtin
Date:March 24th, 2015 10:25 pm (UTC)
(Link)
сельдерей!

изверг!

Edited at 2015-03-25 12:04 am (UTC)
(Reply) (Thread)
[User Picture]
From:alextr98
Date:March 24th, 2015 10:40 pm (UTC)
(Link)
ZY = сельдерей
(Reply) (Thread)
[User Picture]
From:kcmamu
Date:March 24th, 2015 10:43 pm (UTC)
(Link)
муравьев
(Reply) (Thread)
[User Picture]
From:spamsink
Date:March 24th, 2015 10:47 pm (UTC)
(Link)
А какие остальные два?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:kcmamu
Date:March 24th, 2015 10:55 pm (UTC)
(Link)
архив
муравьежук
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:spamsink
Date:March 24th, 2015 11:08 pm (UTC)
(Link)
Надо было мне сказать, что все три существующих слова - не когнаты.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:kcmamu
Date:March 25th, 2015 12:28 am (UTC)
(Link)
Тогда сельдерей.
(Подлые словари грамотыру дали сельджуков только во мн. ч...)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:maksa
Date:March 26th, 2015 07:17 pm (UTC)
(Link)
Не уверен, что более подлые, чем автора вопроса ). Имени нарицательного «сельджук», строго говоря, нет.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:spamsink
Date:March 26th, 2015 07:35 pm (UTC)
(Link)
Вот те раз. Если "сельджук" - не pluralia tantum, то куда бы единственное число делось?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:maksa
Date:March 26th, 2015 08:00 pm (UTC)
(Link)
Зачастую для родов и племён первичным является множественное число или собирательные слова: древляне, татары, мордва (доказать не могу, это личное убеждение). Представитель соответствующего народ или племени обозначался производным словом. Сельджуки (Сельджукиды) — династия, как и, скажем, Бурбоны, и отдельный представитель традиционно называется либо описательно (представитель Сельджуков / Бурбонов), либо соответствующее слово добавляется в единственном числе, но как имя собственное. С Бурбонами сравнение не очень корректное, поскольку нарицательным это словно не стало, но смысл примерно тот же.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:spamsink
Date:March 26th, 2015 08:19 pm (UTC)
(Link)
Династия - Сельджукиды. Сельджуки - племя. Нарицательные существительные в ед.ч., означающие представителя племени, ничем не хуже любых других, иначе с тем же успехом можно сказать, что для более или менее экзотических биологических таксонов первичным является множественное число.

Собственно,

сколопендра, -ы
сколопендреллы, -елл, ед. -елла, -ы

И что теперь, слово "сколопендра" можно использовать в словесных играх, а слово "сколопендрелла" - нельзя?

Что касается конкретных примеров, "древлянин", "татарин" и "мордвин" как отдельное гнездо хоть в каком-нибудь словаре на gramota.ru есть. Почему имеющиеся там орфографические словари решили дать "сельджуки" первичным, а "сельджук" как словоформу, неясно.

Edited at 2015-03-26 08:21 pm (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:maksa
Date:March 26th, 2015 08:30 pm (UTC)
(Link)
Да даже не экзотических. Слово «рыба» представляется обобщающим (пойти за рыбой, наловить рыбу), и для обозначения одной рыбины оно выглядит вторичным. Как сформировалось слово «плотва», судить не возьмусь, но очень уж напоминает ту же мордву или траву. Кстати, трава так и осталась собирательным понятием, не вытеснив слово «травинка» для обозначения единственной особи.

Ещё вспомнилось: в середине века говорили и писали «допинги» — подразумевая весь класс веществ, которые могут улучшить выносливость и силу. Как мы сейчас говорим «наркотики», используя единственное число для описания конкретного вида. Но потом множественное исчезло вовсе, а единственное стало вместо конкретного вещества означать собирательное понятие. Предположу, что в принципе есть тенденция к переходу от множественного числа к единственному, и сельджуки зафиксированы в исходном, возможно устаревшем виде.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:spamsink
Date:March 26th, 2015 08:19 pm (UTC)
(Link)
Кстати говоря, нарицательным слово "бурбон" таки стало.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:maksa
Date:March 26th, 2015 08:30 pm (UTC)
(Link)
Как напиток?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:spamsink
Date:March 26th, 2015 09:33 pm (UTC)
(Link)
Нет, как
БУРБОН, -а; м. Презрит. Грубый и невежественный (обычно заносчивый) человек.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:kcmamu
Date:March 26th, 2015 10:04 pm (UTC)
(Link)
...В Гяндже когда-то властвовал сельджук,
Он многих покровитель был наук...

...В урартийсний кувшин руку я опустил.
Горсть пшеницы — горсть солнца — достал
И сказал: не сельджук, не араб из пустынь,
Вот судьбина твоя, Айастан...

...Раздосадованный, я поколотил одного сельджука, но нечестивцы схватили меня, привязали на ночь цепью в темном хлеву, на следующий же день собирались свести меня в темницу...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:spamsink
Date:March 24th, 2015 11:10 pm (UTC)
(Link)
Выше этого коммента есть уже два заскриненных правильных ответа. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:kcmamu
Date:March 24th, 2015 11:05 pm (UTC)
(Link)
кади или четверг
(Reply) (Thread)
[User Picture]
From:spamsink
Date:March 24th, 2015 11:09 pm (UTC)
(Link)
Имелся в виду четверг, потому что по умолчанию в игре участвуют только базовые формы слов.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:kcmamu
Date:March 25th, 2015 12:35 am (UTC)
(Link)
Давно хочу на этом принципе одну штуку сделать, да все руки не доходят. Дан набор слов (словоформ). Если там есть a-zzz-x, a-zzz-y, b-zzz-y, то дадим потенциальному a-zzz-x премию в размере, скажем, 10^{длина zzz}. Так проходим по всем возможным четырехугольникам и потом смотрим, что породилось -- начиная со "слов" с максимальной суммарной премией.
(Reply) (Thread)
[User Picture]
From:spamsink
Date:March 25th, 2015 12:57 am (UTC)
(Link)
Да, это было бы забавно.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:alextr98
Date:March 25th, 2015 02:39 am (UTC)
(Link)
Для изыре ответ "ЧЕТВЕРГ".
(Reply) (Thread)
[User Picture]
From:maksa
Date:March 25th, 2015 09:50 am (UTC)
(Link)
Четверг, вроде. А с первым сложно.
(Reply) (Thread)
[User Picture]
From:siticen
Date:March 25th, 2015 02:54 pm (UTC)
(Link)
"Сельдерей" и "четверг".
(Reply) (Thread)
[User Picture]
From:bakhtin
Date:March 26th, 2015 03:51 pm (UTC)
(Link)
спасибо за поздравления. Я такие игры люблю.
(Reply) (Thread)
[User Picture]
From:p_govorun
Date:April 2nd, 2015 01:28 pm (UTC)
(Link)
(Не читая комментов)

Второй ответ -- "четверг".

Про "архижук" пока не придумал. Но зато придумал про "архижак". Попробуйте отгадать.
(Reply) (Thread)
[User Picture]
From:spamsink
Date:April 2nd, 2015 02:43 pm (UTC)
(Link)
Видимо, "лев".
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:p_govorun
Date:April 2nd, 2015 04:34 pm (UTC)
(Link)
Да.

Кстати, я придумал вырожденный ответ на исходную задачу: "в". Предлоги там ведь не запрещены.
(Reply) (Parent) (Thread)