?

Log in

No account? Create an account

Синекдоха отвечания - Общество дровосеков Бердичева по изучению Мишны

Nov. 17th, 2012

12:18 pm - Синекдоха отвечания

Previous Entry Share Next Entry

Живет на свете Дина Манфредини, на сегодняшний день - официальный вице-дуайен человечества, 115 лет 227 дней от роду.

Дело, собственно, не в ней самой, а во фразе в статье о ней из английской википедии:
At age 115, she is in good health – although her hearing is poor and she has reverted to only speaking in her native Italian, even then only answering when she chooses.

"В свои 115 лет она в добром здравии - хотя туга на ухо и стала разговаривать лишь на своем родном итальянском, да и то отвечает, только когда захочет."

- Постойте-ка, - подумал я, - но ведь речь - не рефлекс, над которым наше сознание не властно. Мы всегда отвечаем, только когда захотим, а когда не хотим - не отвечаем.

С другой стороны, с детства нас приучают к правилам речевого общения и настолько глубоко вбивают в мозг необходимость хоть как-то реагировать на обращенную к нам речь, в первую очередь собственным примером, что это переходит практически на уровень рефлекса. Поссорившись с кем-то ("я с тобой не разговариваю"), приходится постоянно об этом помнить и фильтровать окружающий базар на предмет реплик от источника нон грата. Если внимание ослабевает, наказание перестает работать.

В общественных местах любая реплика, потенциально могущая быть обращенной к человеку, автоматически анализируется как обращение к себе, и особенно удачные случаи реакции прохожих на окрики собаке могут попасть на башорг.

Интересно, этот условный рефлекс вырабатывается во всех культурах, или только в европейской?

Comments:

From:ex_juan_gan
Date:November 17th, 2012 09:24 pm (UTC)
(Link)
Я пару недель назад своему внучку именно впаривал - если разговариваешь не с училкой или ментом, а со своими, то на вопросы надо отвечать, и если не знаешь, так и говори - не знаю.

Не всем очевидно.
(Reply) (Thread)
[User Picture]
From:spamsink
Date:November 17th, 2012 09:31 pm (UTC)
(Link)
Тут речь скорее не о случае "не знаю", а случае "вопрос кажется никчемным, бессмысленным, и т.п."

Строго говоря, из-за отсутствия в русском языке слова "му", вопрос "Ты перестал пить коньяк по утрам?" вообще не должен удостаиваться какого-либо ответа, даже если он не от училки или мента, а от своего.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:cema
Date:November 18th, 2012 12:52 am (UTC)
(Link)
По правилам логики, а не по правилам вежливости.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
From:zhengxi
Date:November 18th, 2012 04:51 am (UTC)
(Link)
зато в русском есть слово "отнюдь".
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]
From:janatem
Date:November 18th, 2012 08:39 am (UTC)
(Link)
Почему этот вопрос про коньяк так смущает многих? Если «перестать X» понимать как «раньше X и теперь не X» (где и — именно логическая связка), то в рамках логики ответ всегда очевиден.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]
From:oldjackaroo
Date:November 17th, 2012 09:41 pm (UTC)
(Link)
Кстати, с началом общения по е-мейлу я довольно долго отучивался от привычки отвечать на любой вопрос. Одно из достоинств е-мейла как раз то, что, в отличии от устного общения, вопрос или обращение можно просто проигнорировать, если в письме их несколько.
(Reply) (Thread)
[User Picture]
From:spamsink
Date:November 17th, 2012 09:47 pm (UTC)
(Link)
в отличие от устного общения

Есть ли это отличие на самом деле?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:oldjackaroo
Date:November 17th, 2012 10:45 pm (UTC)
(Link)
Да. Много отличий. Самое важное - задержка между сообщениями. Из нее вытекает больший размер сообщений и упаковка нескольких сообщений в одно. Второе важное отличие - отсутствие визуального и звукового контакта.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]
From:fatoff
Date:November 18th, 2012 02:56 am (UTC)
(Link)
Замечаю частое отсутствие внимания в строну говорящего, когда он напрямую ко мне не обращался. В процессе его достаточно длинной речи переключаюсь на что-то, а он вдруг ко мне с каким-то вопросом. Замешательство. Хорошо если сынтучил. А если нет, тады ой, сорри. Шо за нафик, вроде не обязательную лекцию читал. Хронофаги люди, кушают наше процессорное время почём зря.

Edited at 2012-11-18 02:57 am (UTC)
(Reply) (Thread)
[User Picture]
From:spamsink
Date:November 18th, 2012 07:17 am (UTC)
(Link)
Хоть и не обязательную, но, видимо, все же что-то вроде лекции, раз напрямую не обращался, но ожидал внимания?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:fatoff
Date:November 18th, 2012 03:44 pm (UTC)
(Link)
В основном в процессе затянувшегося сидения в кафетерии в рабочий ланч, когда хаотичный разговор ведут человек шесть. Кто больше, а кто меньше наговорился, то две партии сразу параллельно говорят, то причудливым образом объединяются, сидишь на втором получасе, вроде из вежливости и читаешь телефон.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]
From:maksa
Date:November 18th, 2012 06:28 am (UTC)
(Link)
После посещения бедных, но туристических стран вырабатывается иммунитет к привычке отвечать на любое обращение.

«Хэло, май френд! Вэ ра ю фром?»
(Reply) (Thread)
[User Picture]
From:spamsink
Date:November 18th, 2012 07:19 am (UTC)
(Link)
Точно. И даже не обязательно бедных, лишь бы туристических.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:maksa
Date:November 18th, 2012 10:58 am (UTC)
(Link)
Каких, например?
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]
From:fatoff
Date:November 18th, 2012 03:46 pm (UTC)
(Link)
I don't have any cash.
(Reply) (Parent) (Thread)